Психология. Основы коммуникации. Ненасильственное общение

Очень важной сферой жизни каждого человека является сфера отношений. Вступая в отношения с другими людьми человек удовлетворяет свои физические и психологические потребности. Отношения – это связь между двумя или более людьми, основанная на определённых эмоциях, ценностях, интересах и ожиданиях, которая возникает в процессе общения или совершения какой-либо деятельности. Это те поступки, которые люди совершают по отношению друг к другу и коммуникация между ними. Отношения могут быть дружескими, романтическими, рабочими или семейными. Коммуникация – это процесс обмена информацией, идеями, эмоциями и знаниями между людьми или группами людей с использованием различных каналов и методов. От того, на сколько полно и конкретно человек умеет выражать свои мысли, зависит качество его отношений с другими людьми, а также то, достигнет ли он желаемого результата в личной жизни и в профессиональной деятельности. В умении общаться бо́льшую роль играет не то, что мы говорим, а как мы это делаем. Невербальный компонент общения (тон голоса, интонация, мимика, жесты, поза) обеспечивает до 70 % передачи информации. Второй по значимости компонент общения – вербальный. Тут важную роль играет именно умение правильно выражать свои мысли, правильно подбирать слова, выстраивать их в предложения, формулируя конкретные просьбы или утверждения. Необходимо, чтобы все эти компоненты соответствовали друг другу, иначе есть риск потери доверия между людьми. Существует универсальный способ (форма), с помощью которого можно донести информацию до другого человека таким образом, чтобы быть максимально ясным, чётким и понятным. Применяя этот способ вероятность того, что вы получите желаемое, повышается в разы. Он обеспечивает 80% всех ситуаций общения. Формула ненасильственного общения включает в себя: Факты. Что конкретно произошло? Часто люди путают факты со своей интерпретацией этого факта. Эмоция. Какую эмоцию я испытал? Невербальную форму выражения нужно ещё выражать вербально. Называя эмоцию своему собеседнику, мы снижаем накал её выраженности и это поможет избежать непонимания. Потребность. Какая моя потребность не удовлетворяется? Формулируются для себя, чтобы понять, почему я решил человеку что-то сказать. Показывает значимость причины и человек понимает почему мы этого хотим. Просьба. Чего именно я хочу? Предложение альтернативы, как можно делать. Например, муж – жене, когда пришёл с работы:- Когда я пришёл с работы и заглянул в холодильник, то не обнаружил там еды. Из-за этого я разозлился и обиделся на тебя. Потому что я хотел кушать и был уставший. Можешь в следующий раз готовить кушать вовремя, заранее, либо сообщи мне чтобы по дороге домой я зашёл в магазин. Вместо:- Почему ничего не приготовлено?! Чем ты весь день занималась?! Опять с подругами целый день по телефону разговаривала? Я женился не для того, чтобы сам себе готовить! Когда человек чувствует желание пойти и сказать что-то другому, то надо остановиться на секунду и спросить себя: Какую эмоцию я испытываю? Существует 5 негативных базовых эмоций (злость, грусть, страх, стыд, отвращение) и 3 позитивных (радость, интерес, любовь).Какие слова или действия вызвали эту эмоцию? Формулирование произошедшего события (что случилось?).Какая моя потребность нарушается/не удовлетворяется? Как бы я хотел, чтобы этот человек поступал по отношению ко мне? Навык общаться по формуле ненасильственного общения необходимо тренировать. Если другой человек не делает сразу как нам хочется, то это не повод опускать руки, а повод запастись терпением и настойчиво повторять свою просьбу снова и снова до достижения результата.
Психолог отдела общественного здоровья Брестского областного ЦГЭиОЗ Ертахов Вадим Сергеевич 18 Февраль 2025 16:42:38

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.